Спорт и искусство
Первые изображения атлетов туристические фирмыКалуги и физкультурников восходили к традиции Древней Греции и Римской империи,
это были мощные фигуры в духе неоклассицизма. Однако это никак не относилось к
футболистам, здесь важнее было передать движение тела, что в эпоху первоначальной
популяризации игры особенно привлекло итальянских модернистов. В произведениях,
посвящённых футбольной тематике, наметился явный отход от реалистических традиций:
свидетельством тому можно считать творения таких мастеров, как Жорж Брак, Роберт
Делоне, Фернан Леже и Пабло Пикассо. Одной из самых известных работ этого периода
является картина Пабло Пикассо "Игрок в футбол". Футбольное зрелище
пытались передать и живописцы, работающее в более традиционной манере. Так, на
создание картины "Корнер" французского художника Жана Жакоби вдохновил
Парижский олимпийский турнир 1924 года. На полотне воспроизведён эпизод, происходящий
у самых ворот: в центре композиции вратарь, старающейся в прыжке отбить мяч и
помешать нанести удар головой двум противникам. Художественное восприятие футбола
всегда согласовывалось с превратностями развития самой игры. Первое послевоенное
десятилетие ознаменовалось пиком интереса к футболу со стороны людей искусства,
который затем постепенно слабел и достиг глубочайшего спада в 1970-е и 1980-е
год, когда стадионы захлестнула волна насилия. В последующее десятилетие футбол
заполнил экраны телевизоров, в него потекли огромные деньги, вследствие чего во
многих странах стала бурно рассветать целая футбольная индустрия. Этот предмет
вновь привлёк художников самого разного толка от сатириков-концептуалистов вроде
Марка Валлингера, выставившего огромный шарф "Манчестер Юнайтед", завитый
в форме спирали ДНК, до плеяды скульпторов, насаждавших улицы городов по всему
миру памятниками великим игрокам (Эйсебио в Лиссабоне, Стэнли Мэтьюзу в Хэнли,
Льву Яшину в Москве и прочие).
Футбол и литература
Художественная литература не обделила своим внимание спорт как явление в целом,
и футбол как его составляющую, в частности, хотя следует отметить, что значительные
литературные удачи о футболе, существующее на самых различных языках можно буквально
перечесть по пальцам. Причина здесь, видимо, в том, что футбол, в общем-то,
не считается принадлежностью высокой культуры. Из значимых произведений можно
выделить:
"Футбольные сказки" - автор Алдир Шлее (Бразилия)
"Футбольная горячка" - автор Ник Хорнби (Англия)
"Чертополох и чаша Грааля" - автор Робин Дженкинс (Шотландия)
"Хем и футбол" - автор Налинакши Бхаттчарья (Индия)
"Фабрика футбола" - автор Джон Кинг (Англия)
"Мы идем" - автор Дуги Бримсон (Англия)
Особняком можно выделить множество автобиографических изданий и мемуаров, написанных
различными футболистами, тренерами, футбольными функционерами и судьями. Но
вряд ли такого рода литературные творения можно отнести к значимым произведениям
эпистолярного жанра, ибо в большинстве своём точки зрения на событии описанные
в книгах носят субъективный характер.
В целях улучшения ситуации и привлечения серьёзных литераторов к тематике футбола
в 1957 году, ФИФА учредило премию за лучшее литературное произведение о футболе.
Однако после двух лет от этой идеи пришлось отказаться, с мотивировкой … "в
силу огромных сложностей её осуществления в международном масштабе".
Футбол и театр
Следует отметить, что футбол не пользовался особой популярностью у драматургов.
Первой серьёзной пьесой на английском языке посвящённой футболу, стала "Игра",
Гарольда Брикхауза (1913 год), в которой футболисты предстают честными профессионалами,
не поддающимися искушению сдать матч за деньги. В Бразилии, где роль футбола
не менее значима, чем в Британии серьёзных драматургических произведений на
футбольную тему тоже было крайне мало. Заслуживает упоминания "Покойница"
Нельсона Родригеса (1953 год): её горой, только что потерявший жену, узнает,
что она была ему не верна, и решает все деньги, которые умершая отложила себе
на похороны, потратить на футбол. Значимым явлением стала написанная в 1967
году пьеса Питера Терсона "Зиггер Заггер" - своего рода драматургическое
исследование проблемы футбольного хулиганства, тогда только набиравшего мощь
и размах. За последние годы, появилась лишь комедия Артура Смита и Криса Инглэнда
"Вечер с Гари Линекером", в которой слышны отзвуки обидного поражения
сборной Англии в полуфинале чемпионата мира 1990 года в Италии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий